Елена Милашина после нападения в Чечне. Фото: "Команда против пыток"

Журналистку “Новой газеты” и адвоката избили и пытали в Чечне, куда они приехали на судебный процесс

Журналистка Елена Милашина и адвокат Александр Немов были жестоко избиты в Грозном. У Милашиной сломаны пальцы на обеих руках, у Немова — глубокое ножевое ранение.
July 04, 2023

ADVERTISEMENT

Журналистку “Новой газеты” Елену Милашину и адвоката Александра Немова избили и пытали в Чечне, куда они приехали на приговор по делу Заремы Мусаевой. Сообщается, что Милашину пытали, чтобы она сказала код от телефона.

Милашина и Немов прилетели в Грозный рано утром. По дороге из аэропорта из такси блокировали три автомобиля. Вооруженные люди в балаклавах начали избивать журналистку и адвоката.

“Прижали, выкинули шофера из машины, к нам залезли, головы нагнули, руки завязали. На колени ставили, пистолет к голове приставляли” — рассказала журналистка уполномоченному по правам Чечни Мансуру Солтаеву.

По словам пресс-секретаря “Новой газеты” Надежды Прусенковой, журналистке и адвокату пытались связать руки. Елену и Александра били руками, ногами и и полипропиленовыми трубами. Немов получил ранение в ногу — предположительно, ножом. Нападавшие обрили голову журналистки и облили зеленкой. Также они отобрали и разбили всю технику. Из сумок выпотрошили все документы и порвали их.

Били сильно, били зверски. Сделали все, чтобы они не добрались до суда”,

— комментирует Надежда Прусенкова.

“Припоминали им всю их активность — суды, процессы, на которые они ездили. Судя по всему, это явно не бандитское нападение”, — считает руководитель “Команды против пыток” Сергей Бабинец.

Пострадавших доставили в БСМП Грозного. Елене Милашиной диагностировали закрытую черепно-мозговую травму, у нее ушибы по всему телу. Кроме того, у Милашиной сломаны пальцы на обеих руках. Телеведущая Ксения Собчак утверждает, что журналистку пытали, чтобы получить код от ее телефона. Код Милашина так и не сказала, в итоге нападавшие забрали ее телефон с собой.

ADVERTISEMENT

И Елена Милашина, и Александр Немов находятся в очень плохом состоянии. На момент приезда правозащитников Немов сидел в инвалидной коляске и с трудом говорит. Милашина не могла даже сидеть и периодически теряла сознание. Ей сделали МРТ, но результаты на руки так и не выдали.

“Новая газета” обратилась за помощью к уполномоченному по правам человека России Татьяне Москальковой. Милашину и Немова на момент написания текста транспортировали в Беслан.

 

“Вопрос первой необходимости — обеспечение безопасности Елены и Александра, а также их здоровье. Пока они находятся на территории Чечни, мы не можем считать, что они в безопасности, — рассказала Надежда Прусенкова. — Все гарантии безопасности, которые у нас есть, получены Москальковой. Это не нам, это ей пообещали местные власти, что по крайней мере до медицинских учреждений доберутся в безопасности”.

По словам Прусенковой, Москалькова по своей инициативе обратилась в Следственный комитет Чечни.

“Мы знакомы с чеченским правосудием не первый день и не первый год. Мы понимаем, что успехов у этого предприятия никаких нет, хотя наверняка уже половина Чечни знает, кто нападал. Мы пройдем все формальные юридические процедуры, которые потребуются для установления виновных. Мы со своей стороны тоже обратимся с заявлением, но в Следственный комитет России.

Вот уже больше двадцати лет мы пытаемся напомнить, что Чечня является субъектом права Российский Федерации, однако закон, конституция и право там действуют какие-то свои, которые принципиально расходятся с нормальными представлениям о том, как должно все быть”,

— сказала пресс-секретарь “НГ”.

Журналистка Елена Милашина много писала нарушении прав человека в Чечне. На нее уже несколько раз совершали нападения. Так, в 2020 году ее также избили в Чечне прямо на входе в гостиницу.

“Проблема, я думаю, конкретно в Чечне, — комментирует Надежда Прусенкова. — Не первая ситуация, когда в этом регионе нападают на журналистов и правозащитников. Там свое замкнутое пространство, которое подчиняется воле одного человека, и это даже не Путин. Это предупреждение другим, кто собирается и хочет работать в Чечне. Думаю, что сейчас количество адвокатов, правозащитников и журналистов, способных работать в Чечне, вряд ли больше десяти”.

Зарема Мусаева, на суд к которой ехали журналистка и адвокат, — мать бывшего юриста “Команды против пыток” Абубакара Янгулбаева и предполагаемого сооснователя оппозиционного чеченского движения «Адат» Ибрагима Янгулбаева. В январе 2022 года чеченские силовики похитили Мусаеву из квартиры в Нижнем Новгороде и увезли в Чечню. Затем ее отправили в СИЗО в Грозном по делу о мошенничестве и насилии в отношении полицейского.

Про семейство Янгулбаевых глава Чечни Рамзан Кадыров говорил, что их всех “ждет место либо в тюрьме, либо под землей”. 4 июля суд в Грозном приговорил Зарему Мусаеву к 5,5 годам колонии.

ADVERTISEMENT

The Barents Observer Newsletter

After confirming you're a real person, you can write your email below and we include you to the subscription list.

Privacy policy