“Они не всех нас убили”. Возле российского консульства Киркенеса прошел антивоенный митинг

Украинцы, россияне и норвежцы пришли на митинг против российской агрессии. Журналист Barents Observer поговорил с его участниками.
February 24, 2023

ADVERTISEMENT

24 февраля, в годовщину российского вторжения в Украину, возле российского консульства в Киркенесе прошел антивоенный митинг. По оценке журналиста Barents Observer, он собрал около двухсот участников. Поддержать свою страну пришли украинские беженцы. Но в толпе было множество норвежцев и россиян, выступающих против войны. Один из них — Антон Калинин — за полчаса до митинга сделал проекцию украинского флага на одно из центральных зданий Киркенеса.

Фото: Георгий Чентемиров

— По отношению к России я испытываю разочарование и пренебрежение. Но в Киркенесе много русских, которые нам помогают. Есть люди, которые не поддерживают войну, выступают против своего диктатора; это хорошие люди, — говорит Ирина Ермакова из Одессы. Вместе со своей мамой, Екатериной Гулай, она приехала в Киркенес почти год назад.

Ирина объясняет, зачем пришла к российскому консульству в годовщину вторжения.

Достучаться до этих людей, которые сидят в этом здании, бессмысленно, если они за год ничего не услышали. Они чего-то не понимают?.. Нет, они такие же люди, как и все мы. Но нужно, чтобы окружающие не забывали, что идет война в Украине.

Фото: Георгий Чентемиров

— Больше всего из первых дней войны мне запомнилось, как мы сидели в подвале. Этого никогда я не смогу забыть. В пяти минутах ходьбы от нас шел уличный бой. Мы всё слышали. К нам в дверь подъезда стучали российские солдаты, но мы никому не открывали. Когда появилась возможность, мы уехали, — говорит Алена Пархоменко. Алена живет в Норвегии с апреля. Она приехала из-под Киева с двумя детьми — 4 и 17 лет.

Фото: Георгий Чентемиров

— К российскому консульству мы сегодня пришли, чтобы показать: мы есть, мы живы, они не всех нас убили, — говорит Мария Дешлевая из Мариуполя. Этот город был разрушен российскими войсками почти до основания. Когда Мария вспоминает первый день войны, она плачет.

24 февраля у меня была ночная смена на заводе. Пришли сменщики, говорят, что снаряд прилетел рядом с моим домом. Дома были дети. Я звоню — они трубку не берут. Второй прилет — прямо напротив нашего дома… Дети проснулись, испугались, стали звонить, кричать. Я бегом домой… До 16 марта пробыли в Мариуполе. Потом пошли пешком в село Урзуф — это около 40 километров от Мариуполя…

ADVERTISEMENT

Фото: Георгий Чентемиров

Марии, в отличие от многих ее земляков, удалось выехать в Украину. Но часть жителей Мариуполя спаслись от бомбежек в России. Российские власти говорят, что приняли более 5 миллионов беженцев из Украины. Мария считает, что далеко не все отправились в Россию добровольно.

— Я знаю людей, которые из Мариуполя уехали в Россию. Но они просто не смогли эвакуироваться в сторону Украины, там уже была линия фронта. Я на связи с женщиной, которую вывезли в Россию, она была в Челябинске, а сегодня звонит и говорит, что она уже в Латвии. То есть не так там хорошо, как говорят российские власти.

Другая история. Свекровь моей знакомой вывезли в Тамбов, их там поселили где-то в лесу, и они там работали: мужчины выполняли тяжелую работу — возможно, строили тот же лагерь, — а женщины готовили еду. Потом привезли юриста, который должен был помочь с российскими документами, и он затребовал за свою работу 600 рублей с человека. А у них ни денег российских, ничего. Периодически приезжал какой-то начальник, который начинал упрекать: вот, мы вас спасли, а вы тут жопы нажираете! Они просто рыдали. Уехать оттуда они не могли — у них забрали украинские паспорта. В итоге эта женщина вернулась в Мариуполь. Дальше о ее судьбе ничего не знаю, — рассказала Мария.

Фото: Георгий Чентемиров

На антивоенном митинге было множество норвежцев. Стейнар Йохансен убежден, что Путин начал войну по своей личной прихоти.

— Мне кажется, что Путин хочет реставрировать Советский Союз: он там жил, он там вырос, он бывший офицер КГБ и он хочет, чтобы весь остальной мир жил по его представлениям. Это неприемлемо. Я думаю, очень важно показать, что эта война — катастрофа для людей, для Европы, для мира. В первую очередь, эта война противоречит всем международным законам. Она против морали и достоинства, — говорит Стейнар.

Фото: Георгий Чентемиров

Мальчик Назар родом из Донецка. Его мама разрешила поговорить с сыном. Назар говорит, что из прошлой жизни ему больше всего запомнился свой дом.

— А он цел сейчас? — спросил журналист BO.

— Мы не знаем, — ответил ребенок.

По словам мамы, когда семью привезли в Киркенес, их поселили в доме возле российского консульства. Увидев российский флаг, мальчик расплакался.

Фото: Георгий Чентемиров

“Слава Украине!” — несколько раз кричал в микрофон организатор митинга. “Героям слава!” — неизменно отвечали люди, независимо от своего гражданства.

— Путин обязательно проиграет, если украинцы продолжат защищать свою страну столь же отважно, как они это делают, — обратился к собравшимся уроженец Москвы Иван Романов. Он уехал из страны еще в 2011 году, но из-за пандемии должен был вернуться. Уехал снова уже после начала войны. Иван полагает, что в России ему грозит уголовное дело. По словам его соседей, к московской квартире Романова регулярно приходят полицейские в надежде его застать.

Фото: Георгий Чентемиров

— Путин растоптал демократическую Россию. Теперь это варварская страна, населенная людьми с промытыми мозгами. Путин — это зло, его нужно уничтожить. Украинцы, спасибо вам, что вы делаете ту работу, которую не сделали мы, россияне: вы сейчас уничтожаете Путина за нас. Я верю, что вы это сделаете, — говорил Романов, повернувшись к пришедшим на митинг украинцам. Выступление Романова было встречено аплодисментами.

Спустя час после начала толпа двинулась на центральную площадь Киркенеса. Там всё было готово к открытию крупного культурного фестиваля Barents spektakel. Представление в честь открытия назвали “Горящие мосты”.

ADVERTISEMENT

The Barents Observer Newsletter

After confirming you're a real person, you can write your email below and we include you to the subscription list.

Privacy policy