Фото: Школа Восточной Финляндии

“Очень жестокий стиль”. В Восточной Финляндии закрывают “русскую” школу, не предупредив ни работников, ни учеников

Школу с углубленным изучением русского языка намерены ликвидировать из-за уменьшения в регионе числа детей. Некоторые родители считают, что решение, принятое муниципальными властями, носит политический характер и вызвано разрывом отношений с Россией.
January 22, 2024

ADVERTISEMENT

“Это особенность региона, место притяжения — причина, по которой люди сюда приезжают. У многих уже взрослые дети, и знание русского выгодно отличает их как профессионалов. Это их преимущество при трудоустройстве: как ни крути, Россия рядом. Все равно специалисты нужны”.

Жительница финского Йоэнсуу Ирина рассуждает о перспективах закрытия школы с углубленным изучением русского языка. Туда ходят двое ее детей. Ирина с семьей переехала в Финляндию в сентябре 2022 года; “релокация” была спровоцирована войной в Украине. Школа дала возможность детям легче пережить переезд, объясняет Ирина.

“Для нас было очень важно сохранить обучение русскому языку. У нас дети маленькие, и для них переезд не стал шоком в том числе потому, что преподаватели говорят на русском языке. Есть уже отношения с педагогами, традиции, привычки. В общем, если школу закроют, это будет испытанием”.

Фото: Школа Восточной Финляндии

 

Школа Восточной Финляндии имеет филиалы в трех городах — Иматра, Лапеенранта и Йоэнсуу. В ней учатся и финны, и русскоязычные дети. Преподавание ведется на финском языке и по финским стандартам, но русскому языку уделяется отдельное внимание, им владеют все педагоги. О грядущем закрытии школы стало известно в первой половине января. Это известие удивило не только для родителей учеников, но и руководство учреждения: о том, что школу собираются ликвидировать, директор Катри Антилла узнала случайно.

“Мой подчиненный на сайте города Лапеенранта случайно увидел перечень школ, которые собираются закрывать. Там были и мы. Через час эта информация исчезла. На следующий день я позвонила непосредственно руководителю по школьному образованию Лапеенранта. И он заявил, что должен был позвонить мне сам, когда информация появится официально — а информация накануне была опубликована по ошибке.

Мне сказали, что мы не должны больше принимать детей. Как это? У нас уже идет процесс, люди начали подавать заявления. Что это такое? Это совершенно ужасная ситуация. Это так обидно, это такое оскорбление. Как будто мы не люди. Это очень негуманное отношение к нам, нашим ученикам и их родителям. Это очень жестокий стиль. Мы удивляемся: это же совсем как в России!”

— говорит Катри Антилла.

ADVERTISEMENT

Школа Восточной Финляндии появилась в 1997 году. Ее учредителем является фонд, созданный тремя муниципалитетами. И местные чиновники действительно имеют право принять решение о закрытии учреждения. Однако, по мнению директора, последствия этого решения могут быть фатальны.

“У нас в общей сложности 60-70 учителей и помощников. Они же останутся без работы. 600 учеников в трех городах. Я спрашивала чиновников: вы забыли о том, как важно, что в нашем городе живут дети, которые знают русский? Русский язык в Финляндии в любом случае нужен. Может, сейчас нет торговли. Но, например, сфера здравоохранения — в Финляндии живет много выходцев из России, которые плохо знают финский.

К нам приезжают семьями; некоторые специально приехали в города, где находится наша школа, чтобы их дети продолжили изучать русский. А эти люди работают, платят налоги, открывают фирмы… Об этом тоже не думали”,

— говорит директор школы.

Barents Observer попытался связаться с представителями муниципалитетов, которые предположительно участвовали в принятии решения о закрытии школы. Из администрации Йоэнсуу пришел ответ, в котором утверждается, что школу закрывают из-за уменьшения числа детей.

“Будущее финско-русской школы в Йоэнсуу - это лишь часть наших общих планов по экономической перестройке”, — утверждают чиновники.

Фото: Школа Восточной Финляндии

 

Житель Йоэнсуу Андрей Агапов не считает, что местные чиновники обманывают людей, но полагает, что происходящее в любом случае нехороший знак. Агапова крайне трудно заподозрить в симпатиях к России: с первых дней полномасштабного вторжения в Украину он собирает донаты для украинской армии и уже несколько раз отвозил в Украину технику для нужд ВСУ, в том числе дроны и автомобили. Однако даже он полагает, что решение закрыть школу с углубленным изучением русского было скоропалительным.

“Нехватка финансирования — возможно, веская причина; не только эта школа закрывается. В  другой ситуации я бы к этому отнесся нейтрально, но в контексте борьбы с “русским миром” мне эта новость не нравится. Потому что для меня это звоночек. И среди моего близкого русскоязычного окружения подобные новости обсуждаются очень горячо, каждый день.

Меня в целом беспокоит следующее. То, что делают сейчас власти Финляндии и в целом западный мир, не очень сочетается иногда с теми основами, на которых западный мир построен.

Это очень плохая история. Наш западный мир, которым мы гордимся, который нам нравится, ценности которого мы разделяем — он меняется. А нам что тогда делать? Разделять ценности Путина мы не можем; а западный мир тоже дает трещину”.

Чиновники объясняют, что под оптимизацию (так бы этот процесс назвали в России) попадают и другие учреждения. Однако Катри Антилла указывает, что про закрытие малокомплектных сельских школ говорилось уже давно, и это ни для кого не было новостью. Совсем иная ситуация со Школой Восточной Финляндии. Это же беспокоит и Андрея Агапова.

“Я не сильно ставлю под сомнение официальную версию, — говорит Агапов. — Однако одна из причин, по которым эти сомнения все же закрадываются, — то, что новость свалилась, как снег на голову. Были бы какие-то экономические трудности, это бы накапливалось, надо было бы предпринимать какие-то действия, объявить коллективу и родителям. Тем более речь идет о Финляндии, где очень сильны горизонтальные связи.

Школа Восточной Финляндии — это уникальный проект. Если закрывают сельскую школу, дети могут ездить в другую школу подобного плана. Но здесь никакой альтернативы нет. Здесь финские дети изучали русский язык, а дети из русских семей поддерживали владение родным языком и при этом плавно осваивали финский язык и культуру. Если ее закроют, этого ничего не будет”.

Андрей Агапов. Фото из личного архива

 

В поддержку школы высказались представители академической среды — некоторые преподаватели и профессора университетов Восточной Финляндии, Ювяскюля, Тампере и Хельсинки (письма есть в распоряжении редакции). В официальном ответе, полученном BO из администрации Йоэнсуу, есть оговорка: полный план “экономической перестройки” будет опубликован весной. Значит ли это, что решение не окончательное? Получить ответ на этот вопрос не удалось, однако эмигрантка Ирина надеется, что еще не поздно бороться. Возможность протестовать против решения властей кажется ей чем-то невероятным — по сравнению с Россией.

“В Петрозаводске, откуда мы приехали, тоже закрыли школу, куда ходил наш ребенок. И мы испытывали такое ужасное чувство бессилия: мы ни на что не могли повлиять, — вспоминает женщина. — А здесь я вижу людей, которые считают, что могут изменить ситуацию”.

ADVERTISEMENT

The Barents Observer Newsletter

After confirming you're a real person, you can write your email below and we include you to the subscription list.

Privacy policy