Сейчас рубка подлодки “Курск” служит памятником в Мурманске. Фото: Томас Нильсен

ЕСПЧ встал на сторону “Новой газеты” в вопросе освещения гибели “Курска”

Россия нарушила право “Новой газеты” и ее журналистки Еелны Милашиной на свободу самовыражения.
октября 08, 2017

Европейский суд по правам человека полностью поддержал “Новую газету” в том, что она действовала в соответствии с принципами  журналистской этики и отвественного освещения событий по вопросу, представляющему общественный интерес.

В 2005 году “Новая газета” опубликовала две статьи Елены Милашиной о гибели атомной подводной лодки “Курск” Северного флота в Баренцевом море 12 августа 2000 года.

Большинство членов экипажа погибло в течение нескольких минут после взрыва торпеды в носовой части подлодки. 23 члена экипажа остались в живых в кормовых отсеках. Некоторые из них написали записки с описанием событий. Все они погибли еще до прибытия через неделю спасательной группы норвежских и британских водолазов.

В первой статье “Новой газеты” говорилось о том, что отец служившего на “Курска” капитан-лейтенанта,  подал жалобу в Европейский суд по правам человека, указыват на то, что было нарушено право офицера на жизнь. Записка, найденная в его кармане, доказывала, что выжившие во время взрыва 23 члена экипажа ждали спасения, что опровергало официальную версию гибели всех членов экипажа в результате взрыва. Отец офицера пытался доказать в суде, что главный судебный медицинский эксперт Министерства обороны виноват в превышении должностных полномочий, поскольку не сумел признать, что доносившиеся в день аварии стуки с “Курска” были сигналом SOS.

Во второй статье говорилось о том, что российская Генеральная прокуратура и главный военный прокурор, видимо, приняли “решение помочь офицерам в командовании Северного флота избежать уголовной ответственности  и закончить расследование”.

Иск 

После этого несколько ключевых игроков в Минобороны и военной прокуратуре подали иск о клевете на “Новую газету” и журналиста Елену Милашину.

В декабре 2005 московский суд признал “Новую газету” и журналиста виновными в нанесении ущерба репутации истцов с выплатой компенсации. После аппеляции решение осталось в силе.

ADVERTISEMENT

“Новая газета” и Милашина обратилсиь в Европейский суд по правам челоека, утверждая, что российский суд нарушил право на свободу выражения.

Важность свободы прессы

Во вторник ЕСПЧ вынес решение в пользу “Новой газеты” и Елены Милашиной, в котором говорится, что Россия нарушила право газеты на  публикацию мнений третьих лиц.

В решении суда говорится, что судебная система России не смогла оценить “важную роль свободной прессы в демократическом обществе”.

Суд пришел к выводу, что “они действовали в соответствии с принципами журналисткой этики, и что г-жа Милашина провела проверку фактов, ожидающуюся от отвественного журналиста, пишущего о вопросе, представдяющем общественный интерес”.

В прошлом Милашина становилась лауреатом премии организаци “Хьюман Райтс Вотч” за освещение темы нарушения прав человека в России.

ЕСПЧ постановил, что Россия должна выплатить 2388 евро “Новой газете” и 170 евро Милашиной в качестве компенсации материального ущерба и еще 1000 евро “Новой газете” и 2000 евро Милашиной в качестве компенсации нематериального ущерба.

 

You can help us…

…. we hope you enjoyed reading this article. Unlike many others, the Barents Observer has no paywall. We want to keep our journalism open to everyone, including to our Russian readers. The Independent Barents Observer is a journalist-owned newspaper. It takes a lot of hard work and money to produce. But, we strongly believe our bilingual reporting makes a difference in the north. We therefore got a small favor to ask; make a contribution to our work.

ADVERTISEMENT

ADVERTISEMENT