Независимое российское издание VTimes закрывается из-за признания «иностранным агентом»

VTimes основали бывшие редакторы и журналисты «Ведомостей», ушедшие из издания из-за конфликта с главным редактором, которого они обвинили в цензуре в интересах Кремля.
июня 09, 2021

Независимое российское информационное и экономическое издание VTimes объявило о своем закрытии с 12 июня всего через несколько недель после того, как власти признали его «иностранным агентом».

VTimes был запущен в октябре прошлого года группой бывших старших редакторов и журналистов ежедневной деловой газеты «Ведомости», покинувших ее из-за конфликта с недавно назначенным главным редактором Андреем Шмаровым, которого они обвинили в прокремлевской цензуре.

В четверг издание сообщило, что его бизнес-модель «разрушена» после того, как в мае российский Минюст включил голландскую некоммерческую организацию Stichting 2 Oktober, являющуюся администратора сайта VTimes, в реестр «иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента».

В заявлении редакции VTimes говорится, что основные источники финансирования издания — рекламодатели и партнеры — начали массово отказываться от работы с ним после его признания иноагентом.

Такая маркировка также мешает изданию заниматься освещением новостей, поскольку источники в правительстве, бизнесе и аналитики опасаются давать комментарии журналистам, пишет VTimes. 

По словам VTimes, издание изучило семь вариантов дальнейшей работы после признания иноагентом, но все они оказались нежизнеспособными, поскольку в каждом из них есть риск уголовного преследования сотрудников издания с возможностью лишения свободы. 

«Начиная в прошлом году VTimes, мы объявили, что создаем не инструмент пропаганды, а качественное и независимое медиа, площадку для свободного обмена конструктивными мнениями… И сегодня мы с гордостью можем сказать: у нас получилось! Но на собственном примере мы убедились: власти не нужны профессиональные и неподконтрольные медиа», — говорится в заявлении.

ADVERTISEMENT

В VTimes заявили, что прекратят издание и сбор средств 12 июня, в День независимости России.

Российский закон об «иностранных агентах» был принят в 2012 году после массовых антиправительственных протестов и первоначально был направлен против некоммерческих организаций, которые, по мнению Кремля, получали иностранное финансирование. После этого действие закона, который, по словам критиков, направлен на подавление независимого мнения, постепенно расширилось и теперь он распространяется «нежелательные» организации и СМИ, а также простых граждан

По российскому законодательству статус «иностранного агента» может быть присвоен любому физическому лицу или организации, получающим зарубежное финансирование в любых размерах. Люди или организации, которым присвоен подобный статус, обязаны предоставлять строгую отчетность о своей деятельности и финансировании. За нарушения они подвергаются серьезным штрафам. Другие средства массовой информации обязаны под угрозой штрафа упоминать о том, что такие организации или лица являются «иностранными агентами». 

VTimes включили в список иноагентов через несколько недель после того, как в него попала «Медуза» — ведущий российский независимый новостной сайт, базирующийся в Латвии. «Медуза» пообещала оспорить это решение в суде и запустила краудфандинговую кампанию, чтобы компенсировать отток рекламодателей.

ЕС недавно выступил с критикой российского законодательства об «иностранных агентах», заявив, что оно «способствует систематическому нарушению основных свобод и ограничивает гражданское общество, независимые СМИ и права политической оппозиции в России».

Во вторник бывший премьер-министр Дмитрий Медведев поддержал признание «Медузы» и VTimes иностранными агентами, заявив, что «кто пользуется таким источником информации, должны об этом знать».

В заявлении VTimes не говорится о планах  его сотрудников на будущее, а только сказано, что «закрытие проекта VTimes не значит, что мы отказываемся от своих принципов и уходим из профессии».

 

This article first appeared in The Moscow Times and is republished in a sharing partnership with the Barents Observer. 

 
 

ADVERTISEMENT