Фото: Атле Стаалесен

Репрессивный орган расширяет масштабы блокировки независимых СМИ

Соблюдайте ограничения, введенные медиарегулятором Роскомнадзором, или рискуйте быть заблокированными в России.
февраля 01, 2019

Публикация должна быть удалена в течение суток, или сайт будет заблокирован на территории России, говорится в письме Роскомнадзора, полученном Barents Observer на этой неделе.

Barents Observer не подчинился.

Статья о сааме-гее Дане Эрикссоне с севера Швеции остается без изменений на сайте, а будущее англо-русского издания в России вдруг стало неясным.

«Роскомнадзор, ФСБ или любой другой орган, будь то в России или Норвегии, совершенно не влияет на нашу редакционную свободу», — заявил редактор издания Томас Нильсен. «Об удалении статьи не может быть и речи», — пояснил он.

Действия российского медиарегулятора в отношении небольшого норвежского издания привлекли широкое внимание в России и Скандинавии.

«Российские налогоплательщики выплачивают зарплаты сотрудникам Роскомнадзора, чтобы те следили за норвежскими сайтами и требовали удалить с них какие-то статьи. Богатая у нас страна», — иронично написал в среду более чем двум миллионам своих подписчикам в «Твиттере» оппозиционный политик Алексей Навальный своим.

ADVERTISEMENT

Об этой атаке на интернет-издание, расположенное в норвежском Киркенесе, написали большое число российских СМИ, в том числе «Ведомости», «Новая газета», «Интерфакс», «Дождь», «Царьград» и «Медиазона». В Скандинавии новость подхватили ведущие газеты и государственные телерадиокомпании. Два северошведских издания Arjeplognytt и Samefolket также опубликовали и русский перевод вызвавшей претензии статьи.

«В знак поддержки свободы прессы во всем мире, а также права Дана Эрикссона и всех других людей на то, чтобы быть, кем они хотят, Samefolket принял решение опубликовать перевод этой статьи на русский», — заявила главный редактор Samefolket Оса Линдстранд.

В последние пару лет число репрессивных действий со стороны российского медиарегулятора Роскомнадзора растет, и они не ограничиваются только Россией. Всего за несколько дней до отправки письма в Barents Observer, ведомство предупредило Би-би-си о возможной блокировке на территории России из-за «экстремистского контента» в одном из новостных репортажей.

Большое число независимых российских СМИ практически постоянно борются с Роскомнадзором в судах. В августе 2018 года независимое онлайн-издание «7x7» было оштрафовано на беспрецедентную сумму 800 тысяч рублей, а спустя несколько недель штраф в 22 миллиона рублей получила газета New Times. Оба издания сумели  оплатить штрафы благодаря краудфандингу и сегодня продолжают свою независимую журналистскую деятельность.

Число нежелательных сайтов, заблокированных Роскомнадзором, растет, и сейчас в реестре запрещенных в России интернет-ресурсов уже более 330 тысяч сайтов и страниц.

В декабре 2018 года медиарегулятор заблокировал один из сайтов Алексея Навального, а ранее в том же году был заблокирован новостной сайт «МБХ медиа», поддерживаемый Михаилом Ходорковским.

До сих пор самая смелая попытка блокировки Роскомнадзором связана с мессенджером Telegram. Решение о его блокировке было принято в апреле 2018 года, но несколько попыток сделать это провалились. Представители регулятора заявляют, что, по их мнению, скоро у них все получится, и Telegram будет недоступен в России уже в начале 2019 года.

Российский медиарегулятор также предупредил о возможной блокировке Google.

До сих пор у российских властей практически не было возможностей ограничить доступ к веб-сервисам, таким как Telegram. Однако ситуация может измениться. Как сообщается, Роскомнадзор сейчас вкладывает большие средства в технологии, которые позволят ему легко блокировать любые сайты и сервисы по его желанию.

Источники, близкие к российскому правительству, сообщили Би-би-си вложении до 20 млрд рублей в технологию DPI (Deep Packet Inspection — «глубокий анализ пакетов»). Она позволит властям анализировать интернет-трафик и выявлять нежелательный контент, сообщает Русская служба Би-би-си.

Роскомнадзор опроверг эту информацию, сообщают «Ведомости».

В декабре 2018 года медиарегулятор принял новые правила, позволяющие ему блокировать нежелательные сайты с беспрецедентной скоростью. У владельцев сайтов теперь есть только 24 часа на выполнение требований регулятора. Ранее у них было на это до трех суток.

Спустя три дня после получения письма от Роскомнадзора Barents Observer по-прежнему доступен в России. Статья о Дане Эрикссоне стала на сайте одной из самых читаемых. И самым популярным остается ее вариант на русском.

Сам Дэн Эрикссон разочарован реакцией со стороны России.

«Когда я услышал об этом, то сначала потерял дар речи, а потом разозлился», — сказал он в интервью газете Expressen.

«Говорят, что я подстрекаю людей к самоубийству, но это глупо, потому что все совсем наоборот. Я хочу помогать людям», — подчеркнул он.

Он уверен, что для россиян проблема состоит в том, что он гей. По его словам, реакция российских властей теперь станет для него дополнительным стимулом продолжать путешествовать, выступать и открыто говорить о гомосексуализме, предрассудках и помощи людям для предотвращения самоубийств.

 
Жизнь может быть адом. Но она может быть и другой, когда есть возможность говорить о вещах, которые вызывают боль, и иметь смелость быть самим собой. Сегодня, после многих лет проблем с психикой и двух попыток самоубийства, саам Дан Эрикссон радуется жизни и гордится своей гомосексуальностью. Фото: Педер Лундквист

 

ADVERTISEMENT